Как выбрать ролики
Независимо от времени года и особенностей погодных условий за окном появляются у прилавков с роликами лица, горящие желанием встать на восемь колес и начать кататься, не страшась растратить драгоценные физические силы. Перед теми, кто, отяготившись зудящим желанием приобрести роликовые коньки, еще не успел на них достаточно покататься или, по крайней мере, поговорить со знающими людьми, встает серьезная проблема - какие ролики лучше купить и где это лучше сделать. Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо определиться с главным - что собственно Вы от этого спортивного инвентаря ждете.
Традиционное разделение роликовых коньков по стилям катания, фитнес, фрискейт, слалом, спидскейтинг, агрессив, да еще и с некоторым количеством подразделов, таких как спидскейтинг категории фитнес, спидскейтинг профессиональный, слалом художественный и скоростной, различные стили агрессивного катания, определяемые тем, катается ли человек в рампе или выполняет трюки на других конструкциях и т.п. не может служить абсолютным руководством по выбору роликов. Как показывает практика, желаний у людей значительно меньше количества наименований приведенной классификации, а выбор роликов на прилавках - существенно больше.
Что же делать в такой ситуации человеку, не знакомому с роллер-спортом и ориентирующемуся, как правило, именно на сухое разделение роликовых коньков по стилям? Оригинальный совет - не слушать штампованных комментариев вроде «Ты не умеешь кататься на роликах, поэтому тебе нельзя покупать какие-либо профессиональные модели», «Ты собираешься усердно катать слалом? Тогда покупай именно эту модель роликов для слалома и не что иное» и тому подобное. Кстати, люди, хорошо разбирающиеся в ассортименте роликовых коньков, часто собирают ролики для себя из частей разных моделей, ботинок - от одних роликов, рама - от других, колеса и подшипники - именно те, которые подходят, даже внутренник и бакли могут быть заменены на наиболее подходящие.
Проанализировав вышенаписанное, можно прийти к простому выводу - у роликовых коньков есть целый ряд ключевых элементов (а это ботинок, внутренник, рама, колеса и подшипники), сочетание которых и образует наиболее подходящий конкретному человеку вариант. Не стоит, по крайней мере, в начале, слушать тех, кто активно агитирует собирать гибриды из отдельных элементов, это оправдано только в тех случаях, когда роллер понимает, что делает и что ему нужно. Поверьте, выбор роликовых коньков достаточно велик для того, чтобы попытаться найти подходящую модель из ассортимента магазинов. Задавайте Польше вопросов продавцам. Каких вопросов? Сейчас узнаете.
Как было сказано выше, основными элементами роликовых коньков являются ботинок с различными типами шнуровки и застежек, внутренник, снабженный или не снабженный системами термоформовки, отведения влаги, вентиляции и другими, рама, колеса и подшипники. Остановимся подробнее на каждой составляющей.
Ботинок
Ботинки можно разделить на низкие, полунизкие, с «нормальной» боковой поддержкой и агрессивные.
С низкими ботинками все понятно. Это узкоспециализированные модели, которые используются в беговых роликах, причем людьми со значительным опытом катания. При очень жесткой фиксации стопы они оставляют подвижность в голеностопном суставе, что необходимо для технически правильного толчка спортсмена. Однако, именно по этой же причине, на ролики с таким ботинком категорически не рекомендуется вставать новичкам. Есть большая вероятность травмы, да и само катание превратиться в пытку с ощущениями из серии «корова на льду». Низкие ботинки, являясь профессиональными спортивными моделями, снабжаются, как правило, самыми последними достижениями науки и техники. Среди них, система термоформовки, обуславливающая возможность необратимой деформации материала внутренника в соответствии с анатомическими особенностями стопы спортсмена, система отведения влаги, обеспечивающая комфорт, системы вентиляции ботинка.
Для людей, желающих приобщиться к миру спидскейтинга, но не обладающих нужной физической и технической подготовкой или же просто любящих скорость, но не желающих переходить в категорию профессиональных спортсменов, разработчики пошли на встречу, разработав полунизкий ботинок. Этот вариант ботинка уже обеспечивает достаточную боковую поддержку ноги, давая возможность комфортного и безопасного катания и новичкам, но при этом, практически как низкий ботинок, правда в меньшей степени, позволяет совершать тот технически правильный точек, который необходим бегунам на длинные дистанции. Единственное возражение против полунизкого ботинка для обычного катания может быть сам стиль катания. Если роллер катается в режиме «доехал, долго постоял, поехал обратно» и ноги физически еще плохо подготовлены, то в полунизком ботинке мышцы будут сильно уставать во время простоя. Однако стулья и скамейки в данном случае конечно же эту проблему решают. Полунизкие ботинки, как и низкие, в большинстве случаев снабжены системой термоформовки, отведения влаги и вентиляции.
Ботинки с «нормальной» боковой поддержкой ноги, не специализированные для слалома или фрискейта, выполняют одну единственную функцию, они обеспечивают комфорт и безопасное катание, в том числе и новичков, впервые вставших на ролики. Эти ботинки не предназначены выдерживать экстремальные нагрузки, возникающие, при прыжках и резких торможениях. Однако запас их прочности достаточен для того, чтобы прыгать и тормозить в рамках «обычного» катания по городу. Уровень комфорта этих ботинок, которыми комплектуются ролики для фитнеса, зачастую перевешивает, достоинства слаломных и фрискейтовых моделей, в которых значительно менее удобно и комфортно себя чувствуют ноги. Поэтому, если вам не нужны все атрибуты специализированных роликов, такие, например, как укороченная рама, не спешите их покупать, а остановитесь на моделях для фитнеса. Необходимо упомянуть, что внутренники роликов для фитнеса, правда уже не все, а в зависимости от фирмы производителя и модели, также снабжаются системой термоформовки, отведения влаги и вентиляции. При этом, именно на роликах для фитнеса Вы можете встретить такой вариант шнуровки ботинка, как «быстрая шнуровка», значительно облегчающая одевание и снимание роликов и избавляющая владельца от неудобных узлов-бантиков и необходимости прикладывать силу.
Для выполнения сложных трюков, сопряженных с большими нагрузками на конек и на тело спортсмена, необходима наиболее жесткая боковая поддержка ноги, возможность жесткой фиксации стопы и прочность самого ботинка. Это достигается в профессиональных моделях роликов для слалома, фрискейта и агрессивного катания. Соответствующие модификации обеспечивают безопасность спортсмена, а зачастую и саму возможность выполнения трюка. Однако надо осознавать, что одновременное решение профессиональных задач в конструкции ботинка и обеспечение максимального комфорта невозможно. Если Вы решились на покупку тех или иных профессиональных роликов приготовитесь к тому, что Вам будет не удобно. Причем, даже очень. Тут необходимо подбодрить покупателей тем, что в целом ряде случаев, как и в случае с роликами для фитнеса, вполне вероятно найти модель, хорошо сидящую именно на вашей ноге. Ролики надо мерить. Вдумчиво и не торопясь!
Рама
Рама роликов имеет две основные характеристики - длина и прочность. С прочностью легче всего, так как покупая профессиональную модель, как беговую, так и слаломнофрискейтовоагрессивную, Вы по умолчанию приобретаете раму, рассчитанную на большие нагрузки, соответствующие выбранному виду спорта. На роликах для фитнеса рама менее прочная, на ее «живучесть» акцента в разработке не делается, поэтому прыгать и выполнять сложные трюки на ней не рекомендуется.
Длина рамы зависит от размера колес. По традиции, начав с беговых моделей, как профессиональных, так и полупрофессиональных, необходимо сказать о том, что чем больше диаметр колеса, тем больше «накат», то есть тем больше Вы проедете один раз толкнувшись. Сохранение скорости от каждого отдельного толчка в результате дает увеличение общей скорости и обеспечивает меньшую утомляемость спортсмена. Поэтому в настоящее время все большую популярность приобретают беговые ролики с большим диаметром колес, таких как 100 и 110 мм. Удлинение рамы, являющееся неотъемлемой частью тенденции увеличения диаметра колес, тоже играет на руку спортсменам. Более длинная рама более устойчива на асфальте, она определяет концентрацию усилия толчка в одном единственном направлении. Именно поэтому первые беговые ролики отличались от «нормальных» именно длиной рамы, в которую было вставлено еще одно колесо. Однако у длинных рам есть один недостаток, они неповоротливы. Поэтому, в настоящее время в мире беговых роликов, как профессиональных, так и полупрофессиональных, наблюдается переход от классических рам, содержащих пять колес малого диаметра, к четырех колесным рамам с колесами большого диаметра.
Рамы с большими колесами встречаются и на роликах для фитнеса. Это еще одна иллюстрация того, что фитнес в роллерспорте - это не синоним «плохих роликов» или «недороликов». Люди, желающие кататься быстро при высокой степени комфортности могут легко реализовать свое желание. Однако при этом необходимо адекватно оценивать свое умение тормозить и поворачивать, так как с набранной скоростью надо будет что-то делать.
Если задачи разогнаться до 40 и более километров в час перед Вами не стоит, и если вы не собираетесь заниматься слаломом или играть в хоккей, то длина рамы для Вас большого значения иметь не будет. При покупке роликов для фитеса, длина рамы которых часто зависит от размера, что обеспечивает оптимальное сочетание устойчивости, скорости и маневренности, Вы получите как раз то, что ищите.
В специализированных моделях роликовых коньков, предназначенных для слалома и фрискейта наблюдается тенденция к укорочению рамы. При некоем оптимальном размере колес, которым в настоящее время считается 80 мм, максимально короткая рама обеспечивает маневренность необходимую для выполнения элементов на фишках, резких торможений, технически сложных прыжков. Кстати, необходимо отметить, что прыгать можно и на длинных рамах, поэтому часть роликов, позиционированных как ролики для фрискейта, имеют колеса 90 мм и соответственную длину рамы. Для игры в хоккей отлично подойдут ролики с укороченной рамой для слалома и фрискейта.
Рама для агрессивных роликов - история отдельная в виду того, что и вид спорта это весьма специфический. Естественно рамы у них укороченные. Но кроме этого у агрессивных моделей еще и очень маленький диаметр колес, два средних из которых зачастую имеют особую форму или просто снимаются для выполнения определенных трюков.
Колеса
Проблемы выбора колес, не по диаметру, а по качеству, перед покупетелем обычно не стоит. Модели «среднего» уровня обычно комплектуются «среднего» уровня подшипниками и колесами. Стерев первый комплект или даже не дожидаясь этого, роллер может купить колеса лучшего качества. Ту необходимо учитывать такую важную их характеристику, как жесткость. Она аналогична степени накачки колес автомобиля. Чем колесо жестче, тем выше скорость, но и меньше устойчивость, особенно на влажном покрытии. Для слалома и фрискейта, а в особенности для спидскейтинга, нужны жесткие колеса. Для комфортного катания, особенно для новичков, рекомендуется брать колеса помягче.
Еще одна важная характеристика колеса - конструкция ступицы. Ступицы, используемые в беговых колесах и содержащие тонкие спицы, категорически не подходят для слалома и фрискейта в виду их хрупкости.
Подшипники
Комфорт и скорость катания зависят от качества подшипников в меньшей степени, чем от жесткости и диаметра колес. На современные модели роликовых коньков, как правило, ставят подшипники не ниже уровня ABEC-5 линейки ABEC-1, ABEC-3, ABEC-5, ABEC-7, ABEC-9. На профессиональные модели слаломных и фрискейтовых роликов обычно ставят ABEC-7 или ABEC-9. На беговые - более сложные технические модификации ABEC-9.
Для комфортного катания на роликах с новыми жесткими колесами вполне подходит ABEC-5. При желании в дальнейшем можно купить подшипники более высокого класса.